Приступая к рассмотрению техники нанесения левкаса, важно отметить, что это процесс требует от иконописца высокой точности, внимания к деталям и навыков. В мире искусства левкас играет важную роль в окончательной обработке холста.

Левкас является связующим звеном между холстом и красочным слоем. Поэтому он должен быть состоятельно связан и с материалом, и с красками, чтобы обеспечить прочное соединение.

Однако, левкас должен также разделять основу и красочный слой, предотвращая проникновение краски во время самого процесса живописи.

Искусство иконописи требует особых навыков и техник для выполнения сложных художественных задач. Одной из важных составляющих этого процесса является создание левкасного слоя, на который наносится изображение иконы.

Левкас в иконописи должен обладать несколькими особыми качествами. Прежде всего, он должен быть крепким и однородным по составу. Кроме того, поверхность левкаса должна быть ровной, белой и гладкой. Важно, чтобы он не подвергался разрушению и оставался непрочным.

Левкас - это специальный состав, состоящий из алебастра или мела, который наносится на поверхность доски несколькими слоями.

Технология приготовления левкаса была известна еще в Древней Руси и перешла к нам из Византии. Алебастровый левкас всегда ценился за свою прочность и стойкость, и именно поэтому он считается наилучшим для создания икон.

Левкас, полученный из мела, стал популярным материалом в русской иконописи сравнительно недавно. Он был более дешевым вариантом по сравнению с алебастровым левкасом, и поэтому постепенно начал заменять его. В то же время, левкас из мела оказался менее прочным, не таким долговечным и даже мог повредить золотое покрытие.

Алебастр, только что прожженный, ощущается липким при прикосновении, в отличие от старого, который более сухой. Он должен быть однородным, свободным от примесей, мелким и легко растворимым в воде, а также быстро затвердевающим.

Для приготовления левкаса необходим мел, который должен быть белым, чистым и без посторонних включений. В России хорошего качества мел получал название "плавленого", а во Франции его называли "блан д'Эспань" или "блан де Медон". Мел был превращен в тонкий порошок или прессованные куски.

В далекие времена для приготовления левкаса применялся исключительно рыбий клей, который считался самым чистым и прочным веществом. Однако с появлением иконописания и, особенно, с развитием массового производства икон, в использование начали входить более доступные виды животного клея, такие как мездринный, шубный, костяной, столярный и другие.


Ниже приведены несколько рецептов приготовления клея для левкаса.


Для приготовления рыбьего, осетрового или белужьего клея необходимо взять 1 часть клея по весу и 4 части воды, затем вскипятить до полного выкипания пузырей. После этого процедить клей через сито и он будет готов к использованию.


Мездринный клей разламывают на мелкие кусочки и затем помещают в холодную воду в пропорции 1 фунт клея на три стакана воды. Смесь оставляют на 12 часов для набухания. Затем клей варят до тех пор, пока он не поднимется в кипящей воде два-три раза. В этот момент клей считается готовым. Во время варки рекомендуется постоянно помешивать его деревянной лопаточкой.

Светлый клей, изготовленный из шкурок кроликов, имеет название "коль де лапен". Он пользуется высоким спросом благодаря своему отличному качеству, однако его стоимость немного выше средней. Перед использованием этот клей замачивают холодной водой и хранят в закрытом сосуде, чтобы защитить его от пыли. Перед применением клей разогревают, но не доводят до кипения, чтобы сохранить его свойства.

Нужно помнить, что при смешивании левкаса (алебастра или мела) с горячим клеем необходимо обязательно обеспечить достаточное приготовление клея. Если клей не доварен, то левкас может оказаться непрочным и склонным к трещинам. С другой стороны, переваренный клей уже не обладает необходимыми свойствами склеивания.

В данном рецепте предлагается приготовить левкас, используя следующие ингредиенты: горячий клей, алебастр или мел, деревянная ложка или широкая кисть, и несколько капель вареного льняного масла.

Для начала, необходимо взять широкий сосуд, кастрюлю или таз и налить в него нужное количество горячего клея. Затем, постепенно добавлять алебастр или мел, тщательно размешивая смесь деревянной ложкой или широкой кистью. Важно добиться однородной массы, которая будет приблизительно такой же густоты, как сметана.

Чтобы предотвратить сушку смеси и обеспечить ее устойчивость при обработке водой, полезно добавить несколько капель вареного льняного масла.

Необходимо учитывать, что для каждого следующего слоя левкаса необходимо использовать более слабый клеевой навар.

Величайшим из всех адгезивов, применяемых во Франции, является "коль де по". Этот непревзойденный животный клей обладает целым рядом уникальных качеств, делающих его идеальным решением для самых различных задач.

Одним из основных критериев отличного животного клея является его окраска. Важно, чтобы клей был буроватого оттенка, что позволяет ему не выделяться на поверхности искусства или изделия. Кроме того, хороший клей должен быть способен набухать при погружении в холодную воду, но при этом не растворяться. В горячей воде, наоборот, такой клей должен быстро распускаться, обеспечивая надежное соединение между различными материалами. Эти свойства "коль де по" делают его идеальным выбором для различных задач, требующих прочного и надежного склеивания.

Большим преимуществом "коль де по" является его реакция на синюю лакмусовую бумагу приготовленную специально для проверки непористости и стойкости материалов. Хороший клей не должен изменять цвет лакмусовой бумаги при контакте с ней, что свидетельствует о его эффективности в защите от проникновения влаги и воздуха.

Однако, следует отметить, что французский рыбий клей, несмотря на свою крепкость, не обладает перечисленными качествами. Возможно, его состав и применение отличаются от русского осетрового клея, который считается одним из самых качественных и надежных клеев в мире.

Кроме того, во Франции также известен особый клей, получаемый при выварке овечьих шкур и называемый "желатин". Хотя этот клей может быть дорогим и подверженным порче в разведенной форме, он находит свое применение при изготовлении мелового левкаса. Меловой левкас, широко используемый в художественных работах, требует особого клея для надежного склеивания и отличного качества поверхности.