В ходе данного занятия, дети будут ознакомлены с различными свойствами материалов, а именно - стекла и дерева. Также они узнают, как эти материалы используются людьми для создания различных предметов, необходимых в повседневной жизни.

Цели и задачи занятия:

  • Познакомить детей с основными свойствами и качествами стекла и дерева.
  • Показать, как эти свойства и качества используются людьми при изготовлении предметов для быта и повседневной жизни.
  • Сформировать умение детей находить предметы из стекла и дерева в своем ближайшем окружении.
  • Развить познавательную активность и любознательность у детей.

В нашей сегодняшней занятии будем развивать несколько важных навыков и качеств. Во-первых, мы научимся описывать предметы. Это очень полезный навык, который поможет нам точно и ясно передавать информацию о том, как выглядит предмет, его форме, цвете и других особенностях. Также мы научимся определять материал, из которого сделан предмет. Это позволит нам лучше понять и оценить его прочность, качество и особенности использования.

Еще один интересный аспект, который мы будем развивать, - это умение отгадывать загадки. Загадки помогают нам тренировать наши логическое мышление и сноровку. Также это отличный способ развлечься и провести время с пользой.

Кроме того, наше занятие будет способствовать развитию ряда важных качеств. Мы будем воспитывать любовь к труду, аккуратность и внимательность. Такие качества очень важны в нашей жизни и помогут нам быть успешными и достигать поставленных целей.

Для активизации нашего словарного запаса и пополнения предметного словаря мы будем проводить словарную работу. Это поможет нам узнать новые слова и понятия, связанные с темой нашего занятия. Будем изучать различные предметы, такие как посуда (деревянная, цветная и не окрашенная), изделия из дерева и стекла, а также разнообразные бусины из стекла. Мы также познакомимся с различными породами дерева.

В рамках нашего занятия мы интегрируем несколько образовательных областей, таких как "познавательно-речевое развитие", "коммуникативно-личностное развитие" и "физическое развитие". Это позволит нам обогатить наши знания и умения в разных сферах.

Предлагаю начать наше занятие!

Воспитатель: Дорогие ребята, в нашей группе сегодня мы будем изучать свойства двух очень интересных материалов - стекла и дерева. Мы уже знаем, что все предметы вокруг нас сделаны из разных материалов. Давайте вспомним, какие материалы мы знаем.

Дети: Ткань, бумага, дерево, пластмасса, и другие.

Воспитатель: Очень хорошо! А кто из вас сможет отгадать загадку: "Окно или окна"?

Дети: Окно или окна!

Воспитатель: Верно! "Поля" - это оконные стекла, а "межи" - это оконные рамы, изготовленные из дерева. Здорово, вы уже знаете некоторые особенности этих материалов. Теперь давайте посмотрим, у нас есть ли в группе предметы из стекла и дерева.

Дети: Мебель, игрушки, посуда и многое другое!

Воспитатель: Отлично! Вы уже назвали ряд предметов из стекла и дерева. А сейчас я хочу вам показать и предоставить возможность познакомиться с различными предметами, сделанными из этих материалов.

(Воспитатель раздает детям ложки, тарелки и стаканы, как не окрашенные и не покрытые лаком, так и декоративно разукрашенные. Она разрешает детям потрогать их, постучать)

Основная часть:

Воспитатель: Уважаемые дети, давайте рассмотрим все разнообразие деревянных изделий и расскажем о свойствах дерева, которые делают его таким особенным материалом.

Дети: Да, конечно! Дерево имеет шершавую поверхность, и оно может ломаться, особенно если оно тонкое. Кроме того, дерево очень легко окрашивается.

Воспитатель: Верно, но помимо этих свойств, дерево также обладает другими уникальными характеристиками. Например, оно горит в огне и способно согревать окружающих. Именно поэтому в древности люди использовали дерево для топки печей и каминов, а также для обогрева домов.

Дети: Значит, дерево может быть полезным и функциональным материалом!

Воспитатель: Правильно! Однако дерево плохо нагревается от горячих предметов. Поэтому горячую еду или чай лучше есть и пить из деревянной посуды, чтобы не обжечься. Это гарантирует безопасность и защиту для нашего языка.

Дети: Как интересно! Дерево, похоже, очень универсальный материал.

Воспитатель: Абсолютно верно, дети! Дерево – это мягкий материал, который легко поддается обработке пилой, стамеской или острым ножом. Это позволяет создавать различные поделки, игрушки и сувениры из дерева, имеющие причудливые формы. Расскажите, какие изделия из дерева вы знаете?

Дети: Мы знаем, например, такие изделия как матрешки, медведи, собаки, лошади, шкатулки и многое другое!

Воспитатель: Замечательно, ребята! Ваши ответы показывают огромное разнообразие изделий, которые можно создать из дерева. И помните, дерево – это не только удивительный материал, но и часть нашей природы, которую мы должны беречь и бережно относиться к ней.

Воспитатель: Прикоснитесь к поверхности двух игрушек и проанализируйте их. (Примеры игрушек могут быть различными: одна игрушка может быть покрыта лаком и красками, а другая может быть обработана специальным лаком. Чтобы придать дереву ровную и гладкую поверхность, его полируют шкуркой (шершавой бумагой). Дерево можно красить разными видами краски, покрывать лаками, чтобы придать изделию блеск. Важно отметить, что дерево является не только материалом, но и растением, из которого изготавливают этот материал.)

Воспитатель: выдает изделия из стекла детям. А теперь, ребята, обратите внимание на эти предметы. Как вы думаете, из чего они сделаны?

Воспитатель: Правильно. Мы сейчас говорим о слове «стекло».

Сравните эти предметы с теми, которые изготовлены из дерева. Какие особенности отличают стекло?

Дети: Стекло может быть прозрачным или цветным, гладким на ощупь, холодным, хрупким и легко ломающимся.

Воспитатель: Кроме того, стекло обладает еще одним замечательным свойством - оно не горит. Однако, если нагреть его до достаточно высокой температуры, оно начинает плавиться. Что же означает "плавится"?

Дети: Когда стекло плавится, оно становится жидким.

Воспитатель: Правильно! В результате нагревания стекло превращается в густую и обратимую массу, похожую на гуашевую краску. Из-за этого свойства невозможно вырезать из стекла сложные фигуры и узоры. Поэтому все изделия изготавливают из жидкого стекла, когда оно становится мягким и податливым. Стеклодувы используют специальные трубочки для создания разнообразных изделий, таких как вазы, кувшины, посуда и украшения. Но стекло не растет в лесу, как дерево. Его получают из песка, нагревая его в огромных печах при очень высоких температурах. Каждое стекло имеет свой секретный рецепт, похожий на тот, который используют ваши мамы для готовки супа. И свойства стекла, его цвет, прозрачность и прочность зависят от состава различных компонентов, которые добавляются при его производстве.

Воспитатель: Ребята, давайте проведем интересный опыт! Здесь у меня есть таз с водой, и две тарелки - одна деревянная, а другая стеклянная. (Берет деревянную тарелку большего диаметра, чем стеклянная) Посмотрите, что произойдет с нашими тарелочками. Деревянная остается на поверхности воды, тогда как стеклянная опускается на дно. Этот опыт демонстрирует, что дерево легче воды, поэтому оно не тонет, а стекло, наоборот, тяжелее воды и потому погружается в нее. Такое свойство дерева и стекла было известно людям очень давно, и они активно использовали его для создания плотов и лодок, чтобы перемещаться по воде.

А знаете ли вы, что и дерево, и стекло являются не только строительными, но и широко применяемыми материалами? Как думаете, почему?

Дети: Можно ли из дерева и стекла построить дом?

Воспитатель: Конечно, можно построить дом из разных материалов. Что нам нужно, чтобы построить дом? (Достает картину с изображением дома.) Из каких материалов будем его строить и почему? Вот вопрос!

Дети: Внутри комнаты стены и пол выполнены из дерева. Оно является непрозрачным и прочным материалом. А вот окна изготовлены из стекла - прозрачного материала.

Воспитатель: Прекрасно. Но можно ли сделать пол, потолок и лестницу из стекла?

Дети: Мы думаем, что нет. А если только стекло будет сделано очень толстым и прочным. Воспитатель: Да, вы правы. Современные технологии позволяют использовать стекло в качестве отделки помещений. Можно создавать стеклянные перегородки и двери как прозрачные, так и окрашенные, с возможностью отражать свет. Есть также зеркала, которые являются разновидностью стекла и покрыты сначала серебряной краской, а затем черной.

Заключительная часть:

Воспитатель: Итак, что нового мы узнали?

Дети: Мы поняли, что дерево и стекло отличаются по своим свойствам, текстуре и цвету. Кроме того, дерево легкое и не тонет в воде, в то время как стекло является искусственным материалом, создаваемым человеком и не растущим в лесу. Стекло также тяжелее дерева и воды. При строительстве дома можно использовать и дерево, и современные стеклянные материалы.